среда, 18 ноября 2015 г.

Сказкотерапия для детей - примеры исследования детской души



С помощью сказкотерапии, мы можем узнать потаённые эмоции ребёнка, его мысли, его переживания, чувства - то, чем он не делится по каким-то причинам с родителями. Методика очень проста и называется "Продолжи сказку..."
Сказка первая. Уверенность ребёнка в семье, доверие к родителям.
На большом красивом дереве, в гнезде, сидели три птицы. Птица папа, птица мама и маленький птенчик.  Вдруг подул сильный ветер и гнездо упало, а с ним на земле оказались три птички. Птица-папа взмахнул крыльями и опустился на одну ветку. Птица-мама вспорхнула и села на другую ветку. А что сделал птенчик?
По ответу ребёнка мы можем установить некоторые параметры его внутреннего состояния. Нормально, если ребёнок ответит, что птенчик полетел и сел рядом с папой, или рядом с мамой. Нормально, если он позвал маму или папу (или обоих) и они помогли ему подняться на дерево. Стоит задуматься, если ребёнок говорит, что птенец начал плакать, т.к. ему никто не помог, или что птенца кто-то съел. 
Сказки могут быть на различную тематику и могут исследовать разные области личности малыша.

Сказки-тесты

1. Сказка «Птенец»

Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве сидят три птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
Типичные нормальные ответы:
- птенец тоже полетит и сядет на ветку;
- птенец полетит к маме, потому что испугался;
- птенец полетит к папе, потому что папа сильный;
- птенец останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Если ребёнок дал позитивный ответом, то он обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. 
Типичные патологические ответы:
- останется на земле, потому что не умеет летать;
- умрет во время падения;
- умрет от голода или холода;
- о нем все забудут;
- на него кто-нибудь наступит.

Негативные (патологические) ответы говорят о душевном дискомфорте. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
Коррекция: Определите (сами или с помощью психолога) причину. Возможно, это сильная зависимость от мамы или папы в следствие тотального контроля, чрезмерной опеки. Иной вариант - причина в недостаточной любви и понимании истиных потребностей ребёнка.



2. Сказка «Ягненок»

Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отлучение от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.
1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
Типичные нормальные ответы:

- будет есть больше травки;
- заплачет, потом станет есть больше травки;
- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:
- умрет от голода;
- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»
Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:
- немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.
Типичные патологические ответы:
- пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
- постарается прогнать маленького ягненка;
- притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
- найдет другую маму для маленького ягненка;
- побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.


3. Сказка «Похороны» или «Отъезд»

Эта сказка позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
1-й вариант. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»
Типичные нормальные ответы:
- неизвестный человек;
- чей-то дедушка или бабушка;
- тот, кто был сильно болен;
- старый человек.

Типичные патологические ответы:
- мальчик (девочка);
- папа (мама) одного мальчика (девочки);
- чей-то младший брат или сестричка.

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.
2-й вариант. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»
О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

4. Сказка «Слоненок»

может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»
Типичные нормальные ответы:
- слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;- вырос;- он сломал любимую игрушку мальчика.
Типичные патологические ответы:
- у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;- слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот;- слоненок умер;- вместо слоненка было другое животное.
Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

5. Сказка «Новость»

Сказка рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
- у нас будут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:
- кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
- мама сердится за то, что он опоздал.

6. Сказка "Годовщина свадьбы родителей"

"Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник . Они пригласили всех друзей и своих родителей.. Во время праздника их ребёнок встаёт и уходит в сад. Что произошло, почему он ушёл?"
Типичные нормальные ответы.

- Пошел за цветами для мамы;
- Пошел немного поиграть;
- Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;
- Ему надоело находиться на празднике;
- Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.).
Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Патологические ответы:

- Ушел, потому что разозлился;- Хотел остаться один; - Ему стало грустно (одиноко); - Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.
С помощью этой сказки можно выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать — отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы. Например, если ребёнок сказал "Мальчик ушёл, потому что ему стало скучно.", то Вы можете уточнить: "А зачем мальчикпошёл в сад? Что чувствовал мальчик? Какое у него настроение?". С помощью уточняющих вопросов можно углубиться в особенности восприятия ребёнком своей семьи.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий