воскресенье, 29 января 2017 г.

Волшебная страна чувств


Комплексное занятие "Волшебная страна чувств"

Цель: развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, развитие эмпатии, диагностика психо-эмоционального состояния.

СПРАШИВАЮ У ДЕТЕЙ?

Что такое чувства?

Откуда они появляются, зачем они нам нужны, 

о чем они нам говорят? 

Какие чувства вам знакомы? 

Какие чувства вы испытываете? 

Рассматриваем картинки, на которых изображены дети с разными 

эмоциональными состояниями. (например, радости, грусти, гнева,

 удивления, скуки, смущения,обиды, стеснительности). 

Выбираем картинки-состояния, которые похожи на то, что испытываем чаще всего. (РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ)

И вторую картинку "А как бы ты хотел себя чувствовать?"



Кому-то было достаточно одной картинки. Это хорошо, когда Я-реальное и Я- идеальное совпадает. 
Кто-то хотел себя чувствовать немного по-другому. 


В этом упражнении хорошо прослеживается эмоциональное состояние ребенка и наличие или отсутствие внутреннего конфликта.

Можно задать вопросы: А что можно сделать, чтобы чувствовать себя так как на второй картинке..В ответах ребенка кроется решение (отдохнуть, выспаться, чтобы папа с мамой не ругались, чтобы мама приходила домой раньше, чтобы у меня было много друзей..)






Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)



Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.

Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.


Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом ...
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.


Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.


Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.


Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.


Обработка результатов. (Дети забирают свои работы домой. Вы можете самостоятельно обработать результаты)
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;
• руки - символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.




Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.




Для более глубокой диагностики  нужна индивидуальная работа с ребенком.  В групповом формате, я для себя отслеживаю состояния детей и даю им возможность отреагировать эмоции и выразить чувства с помощью арт-техник.














Арт-техника




Конверты "Радости и огорчений"



«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения». 






Прошу детей сделать два конверта написать на них, или нарисовать то, что обрадовало, а что огорчило.

И распределить по соответствующим конвертам.

Затем предлогаю с помощью рук изобразить весы.

Пускай они положат один конверт на правую ладонь, а другой на левую.

Как считаете, что перевешивает?

Если радости больше это замечательно. Были дети, у которых в конверте Огорчений не оказалось ни одной бумажки. И это здорово. Таким образом удается отследить психо-эмоциональное состояние ребенка на данный момент.
Если же огорчения перевешивают, надо придумать способ, 


как они могут навсегда уйти из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.) 


Такие конверты вы можете делать самостоятельно вместе с детьми.
Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий