четверг, 12 ноября 2015 г.

Пластилин – один из самых простых и демократичных материалов для развития ребенка



С чего начать знакомство с пластилином?

А с чего бы начали вы, скажем, знакомство с гончарным делом,с шитьем..?

С того, что попробовали бы в руках материал? Попытались сделать что-то простое? С удовольствием выслушали рассказ о том, что из этого можно сделать и как? Или вы бы начали с того, что просто смотрели бы на то, как это делает кто-то другой. В это время вы бы оценивали нравится вам оно или не нравится, хочется или не хочется, а на самом деле вы бы примеряли: опасно это для вас ли не опасно. Взрослому решиться на что-то, чего он не умеет, сложнее, чем ребенку. Потому что взрослый уже имеет опыт и «больно», и «позор-у-меня-не-получилось» (а это — опасность ничуть не меньшая, чем нырнуть головой в пустой бассейн: «бьется» не тело, бьется одна из базовых потребностей).

Ребенок же открыт всему новому. Но успешное освоение нового происходит тогда, когда есть интерес.
Дети — повторюшки :) Им надо увлекательно показать какой-то процесс и потом их уже за уши не оттащишь. Поэтому знакомство с пластилином лучше начинать с волшебства. Это для нас — колбаска + шарик, а для ребенка — улитка из ничего. Улитка, которая не знает где ее домик, или улитка котрая захотела узнать где живет Фазан и отправилась на поиски, а по пути ей встречаются.....  Ну и так далее.

И только потом, когда ребенок заинтересовался, когда появился импульс познания, можно знакомиться с материалом.

В отличие от пластмассовой улитки этой можно оторвать голову. И, быстро починить. Собачку можно превратить в лошадку или в поросенка. И, да, его можно мять и резать и родители не будет ругаться. Нет, есть нельзя, и на волосы намазывать тоже, а вот на картонку — можно. Ну а дальше, по схеме :)

Одно условие: поделки взрослый должна делать быстро и они должны быть легко узнаваемые.


Что происходит на самом деле, когда мы лепим?

В момент творчества (не лепки/вышивки/рисования по схеме) человек «светится». Это свечение не физическое, не внешнее, но оно явно видно.

Что это такое? Что происходит с человеком?



Если в двух словах, то именно в этот момент человек становится собой – частичкой Мира или, если хотите, Бога, он звучит на высоких частотах. На физическом плане это хорошо изучено. У человека нормализуется гормональный фон, уходит усталость и тревога, уменьшается возбуждение нервной системы у детей, снижаются или совсем уходят страхи, тики, заикания. На этом, а также на том, что процесс и готовые работы дают ключ к решению глубинных проблем, построена арт-терапия. Творчество – это живая вода для любого человека и абсолютнейшая необходимость.


Как и что вы творите – абсолютно не важно.

Почему хорошо лепить детям вместе с родителями?  Потому что к счастью или к сожалению, в детстве дети на 100% связаны с родителями. И от родителей зависит, разовьется талант ребенка (любой талант) с детства, проклюнется он через 25 лет или не пробьется сквозь толщу убеждений никогда.

Каждый из нас – мастер. И каждый из нас, как желудь, имеет внутри неохватный дуб. Для того чтобы этот дуб вырос, вовсе не обязательно рыхлить его и поливать раз в неделю. Не мешать, не забить, не усадить в горшочек диаметром 20 см и не посадить его под столом – вот, что важно.

Задача взрослого на любом занятии ребенка – это полностью его поддерживать, каждый раз предлагая по чуть-чуть выйти за рамки уже имеющегося опыта. А для этого сам взрослый должен быть «в потоке», потому что мозгами направление не выберешь.

Неправда, что не умеете лепить вы.
Неправда, что не умеет лепить ваш ребенок.
Неправда, что лепка – это процесс катания дурацких шариков и колбасок.

Это ключ к двери в огромный, радостный, манящий мир. Ваш мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий