понедельник, 3 марта 2014 г.

Тест "Рисунок семьи"

Тест "Рисунок семьи".
Как ребенок чувствует себя в семье - один из самых часто задаваемых вопросов детскому психологу.

Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к членам семьи и то, как он сам чувствует себя в семье, что его тревожит. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, геометрических фигур, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвета, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).
Итак, инстукция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил).
После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)
3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром". Важно то, по какой причине он отсутствует.
6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто останется дома?
8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".
Рисунок семьи: интерпретация.

 
Графические показатели:
1. Характеристика фигур.
Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.
Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или барьер (река, стена, любой предмет) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.
Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.


2. Наиболее близкий человек.
  • на рисунке нарисован ближе всех к ребёнку;
  • одинакового с ним цвета или в такой же одежде;
  • изображен первым;
  • нарисован с особой любовью (тщательностью).
3. Изображение себя
  • Собственная фигура наиболее выделена (самая яркая, самая большая, наиболее тщательно прорисована) на фоне остальных - эгоцентризм, вся жизнь в семье вращается вокруг ребёнка.
  • Маленькая и слабая фигурка в окружении родителей - чувство беспомощности, потребность в защите, скорее всего, гиперопека со стороны взрослых.
  • Изображение себя в последнюю очередь или в удалении от других членов семьи - чувство одиночества, отчужденности, низкая самооценка. Отсутствие себя на рисунке - очень сильное ощущение одиночества, отчужденности, ничтожности.
4. Родители
Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.
5. Дополнительные персонажи
Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку.
6. Отказ от изображения члена семьи
Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи").
Рассказ о рисунке:
Где находится семья:
дома - самый стандартный вариант;
на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка общения с родителями;
в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье.
Заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Заняты каждый своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе".
Нарисована ситуция из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией.
Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д.. Это может быть как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком.
Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?"
Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: поближе к кому встать, кого добавить или убрать, как изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видиться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д..
Признаки благополучной семейной ситуации:
  • нарисованы кисти рук (пальцы)
  • члены семьи держатся за руки
  • смотрят на зрителя (анфас)
Признаки неблагополучной семейной ситуации:
  • отсутствие рук (спрятаны за спину, не видно пальцев)
  • фигуры отвернуты друг от друга или изображены со спины
  • изображение членов семьи в виде эмоционально-неприятных существ (змей, скорпионов, червяков и т.д.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий